Проверка договора с лейблом,

дистрибьютором,

продюсером

Проверка договора с лейблом,

дистрибьютором,

продюсером

Важно!
Не подписывайте значимые для себя договоры без консультации с юристом, причем с юристом, знакомым с отраслью: договоры с правами могут иметь ряд подводных камней, которые может не увидеть юрист с другой специализацией. И наоборот: юрист не из отрасли может отговорить вас подписать договор с обычными для музыкального рынка условиями и вы упустите возможность.

Если у вас нет возможности проконсультироваться с юристом, обеспечьте себе минимум потерь, договорившись о минимально коротком сроке (один-два года) и удостоверившись, что не передаете права на больший срок и не отчуждаете их (см. пункт про срок и права в чек-листе).

Если договориться о коротком сроке не получилось, вы не нашли отраслевого юриста или стеснены в средствах, то вам в помощь чек-лист ниже. Он не заменит анализ квалифицированного юриста, но убережет вас от наиболее распространенных рисков.
Я объединяю здесь эти договоры, т.к. часто они похожи в том, что ваш контрагент стремится получить контроль над вашим творчеством и контентом как можно на более долгий период.
При чтении договора обращайте внимание на то, прослеживается ли это в договоре, если да - то удвойте бдительность.

Никогда не бойтесь задавать контрагенту вопросы!

Чек-лист для проверки договора с лейблом, дистрибьютором, продюсером

Чек-лист для проверки договора с лейблом, дистрибьютором, продюсером

Проверка контрагента
Помимо проверки репутации через "сарафанное радио" и отраслевые ресурсы, важно провести и самостоятельную юридическую проверку по официальным открытым источникам:
  • Сервис "Прозрачный бизнес" ФНС России. Здесь можно увидеть, сколько времени существует компания, непрерывно ведет свою деятельность ИП, в отношении компании: сдается ли отчетность, уплачены ли налоги, их размер, размер доходов и расходов, какая у компании среднесписочная численность работников - все данные помогут понять, работает ли компания или брошена/не ведет сколь нибудь значительной деятельности;
  • Информация о судебных процессах. О судебных процессах компаний и ИП между собой можно узнать в картотеке арбитражных дел, о судебных процессах с участием граждан и делах по некоторым административным правонарушениям юридических лиц в московских судах общей юрисдикции - на официальном портале судов общей юрисдикции города Москвы. Для регионов общей базы судов общей юрисдикции нет, но можно поискать на сайте суда по месту нахождения/жительства контрагента (вкладка "Судебное делопроизводство"), хотя такая проверка и не даст полной информации, т.к. не все дела рассматриваются по месту нахождения/жительства;
  • Информация об исполнительном производстве - в банке данных исполнительных производств ФССП России.
Адекватность условий
Никто лучше вас не знает, насколько адекватно условия договора отражают то, что вы хотите от контрагента и на каких условиях готовы работать. Это называется также "коммерческие условия" и вы должны, прежде всего, сами понимать, чего хотите, и проанализировать договор на их соответствие. Также это может сделать ваш менеджер, юрист - часто при условии, что он давно с вами работает либо вы очень четко и подробно передали ему ваши пожелания.
Для того чтобы увидеть в договоре значительные штрафы - вам даже не нужен юрист.
Не бойтесь сообщить контрагенту, что не видите в проекте договора условия, которое вы обсуждали. Более того, лучше общаться письменно, желательно - по электронной почте,
так у вас останется переписка, которая может пригодиться в споре. А ведение переписки с помощью российского почтового сервиса позволит через судебный запрос подтвердить ее ведение, если спор примет серьезный оборот.
Общая последовательность
Независимо от выгодности или невыгодности условий важно, чтобы внутри договора они не противоречили друг другу, иначе его будет сложно исполнять и будет сложно защищать свои права в суде.  
Что происходит с вашими правами
Убедитесь, что по договору вы не передаете больше прав, чем планировали. Так, в законе договор отчуждения исключительного права на произведение сформулирован, дословно, как договор, по которому "автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права". Таким образом, отсутствие самого слова "отчуждение" еще ни от чего вас не защищает, убедитесь, что нет слов "в полном объеме", а лучше самостоятельно добавьте такие слова как "право использования произведения", "лицензия".

Аналогичным образом вопрос решается с отчуждением прав на исполнения и фонограммы.
Обязательства в отношении объектов, которые музыкант должен создать в период действия договора
Часто обязательства по созданию и передаче лейблу объектов (обычно означающих совокупно музыкальные произведения и записи их исполнения) описываются в виде пустой таблицы ("Трек №1, 2, 3...", "Нет данных" и т.д.). Вместе с тем, если договор не предусматривает какие-либо индивидуализирующие музыкальные произведения признаки, то лейбл может отказаться их принимать, а в случае если спор дойдет до суда, суд может счесть условие о предмете договора авторского заказа (как составной части договора с лейблом) несогласованным и как следствие - договор с лейблом в этой части незаключенным. Последствием этого будет отсутствие у вас права требовать вторую часть аванса, если она обусловлена передачей объекта и обязательство вернуть первую часть аванса или отрабатывать ее из рояли от других треков. Выходом из ситуации может быть указание на то что стороны сознательно не установили требования к музыкальному произведению и создание лицензиаром любого музыкального произведения будет являться надлежащим исполнением договора авторского заказа, можно сделать оговорки на жанр, стилистику и т.д., не ставя жестких рамок автору.

Другой возможный риск - это возможность признания лейбла изготовителем фонограммы, т.к. по закону изготовитель фонограммы - это не тот, кто ее изготавливает, а лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения. Соответственно, если по договору с лейблом артист обязуется создать фонограмму, и к тому же еще получает за это аванс, то по совокупности условий договора и действий сторон, лейбл может претендовать на то что это он является изготовителем фонограммы. Это юридически достаточно тонкий момент и артист самостоятельно может не разобраться, но как минимум настаивайте о формулировке "артист обязуется передать".
Право на товарный знак
Проверьте, есть ли у контрагента право на регистрацию вашего сценического псевдонима в качестве товарного знака, вправе ли вы потребовать передачу вам прав на товарный знак после прекращения договора.  
Что происходит с вашими остальными медиа активами
Обратите внимание на степень контроля контрагента, проследите, что ваши медиа активы (соцсети, YouTube-канал, сайт и т.д.) вернутся к вам после завершения договора, убедитесь, что есть механизм передачи. 
Финансовые вопросы
Помимо того что вы должны быть уверены, что в договоре написано ровно то, как вы представляете ваше сотрудничество, необходимо проверить следующее:
  • за чей счет, по сути, предоставляется аванс (должны ли вы его возвращать)
  • на что он тратится: расходы должны быть очень четко и однозначно прописаны, в идеале вы должны их предварительно утверждать
  • должна быть отчетность за понесенные расходы
  • кому принадлежат права за объекты интеллектуальной собственности, созданные на средства аванса. Если права первоначально возникают не у вас, должно быть условие о переходе к вам исключительных прав после погашения аванса. Вам нужно держать в фокусе авторские права и смежные права на исполнения и фонограммы.
Какие гарантии/заверения вы даете и какие штрафы предусмотрены за их несоответствие действительности 
Приобретатель прав и лицензиаты часто включают в договор условие о том, что правообладатель гарантирует/предоставляет заверение об обстоятельствах, что ему принадлежат права на произведение в полном объеме, что произведение не создавалось в соавторстве и т.д. Но при этом часто случается так, что произведение создается с творческими вкладами не только основного автора, но и его команды, что основной автор во внимание не принимает, полагая, что дружеские отношения защищают от любых споров о правах. Между тем это очень рискованно, случается, что отношения между людьми портятся, права переходят к наследникам и т.д. Никогда не давайте гарантий и заверений, не соответствующих действительности. 
Обязанности контрагента, KPI и отчетность
Помимо проверки общей адекватности договора, необходимо убедиться, что в тексте договора очень четко прописаны обязанности контрагента, соответствующие виду договора, требованиям индустрии, а также KPI контрагента, конкретизирующие то, что он для вас должен сделать. Например, должна быть не только обязанность организовывать концерты, но и KPI в виде количества организованных концертов, как минимум - количество разосланных коммерческих предложений. Нередко случается ситуация, когда артисту обещают промоушн, но договор является классическим лицензионным: с передачей прав, но без каких-либо обязательств использовать эти права для развития карьеры артиста.
У вас должно быть право потребовать предоставить отчет о действиях в исполнение договора, а у контрагента - обязанность его предоставить
Применимое право и подсудность
Если обе стороны договора - российские граждане или организации, то по умолчанию действует российское право. Если хотя бы одна сторона - иностранная, то действует либо право, выбранное сторонами и указанное в договоре, либо применимое право будет определяться судом, рассматривающим дело. Право должно быть определено, иначе это усложнение и удорожание судебного процесса. Понятно, что нужно настаивать на праве вашего гражданства или места жительства, если не получается - то хотя бы право государства, языком которого вы владеете.
Подсудность - означает то, какой суд будет рассматривать спор. Подсудность может определяться как договором, а может по умолчанию действовать подсудность, установленная законом. Даже если у вас в договоре российское право и суд, то обратите внимание на местонахождение суда, а также контрагента, если установлена подсудность по месту нахождения вашего контрагента.
Если в договоре ничего не сказано про подсудность, то по общему правилу споры будут рассматриваться по месту нахождения ответчика.
Лайфхак: если вы работаете с зарубежным контрагентом и договор подчинен его праву, то настаивайте на том, чтобы договор был как можно более подробным (например, чтобы охватывал все пункты данного чек-листа) и включайте гарантию от контрагента, что договор соответствует применимому праву и все его положения исполнимы в соответствии с применимым правом.
Срок договора и срок передачи прав
Проверьте оба этих условия, т.к. иногда встречается ситуация, что в договор "запрятано" условие об отдельном сроке для передачи прав, вплоть до срока действия исключительного права или даже о полной передаче прав.
Обратите внимание, может ли договор быть расторгнут до истечения его срока действия, каким образом и на каких основаниях. 
Проверьте наличие автопролонгации и заранее внесите в свой календарь напоминание о сроке уведомления о намерении прекратить действие договора.
Возможность досрочного расторжения договора
Проверьте, есть ли в договоре возможность прекратить его действие до истечения срока, не связано ли его прекращение с обязанностью выплат штрафов и компенсаций контрагенту. Учтите, что в случае отсутствия условия о праве немотивированно отказаться от договора, расторжение в суде - крайне сложный процесс.  
Проверка контрагента
Помимо проверки репутации через "сарафанное радио" и отраслевые ресурсы, важно провести и самостоятельную юридическую проверку по официальным открытым источникам:
  • Сервис "Прозрачный бизнес" ФНС России. Здесь можно увидеть, сколько времени существует компания, непрерывно ведет свою деятельность ИП, в отношении компании: сдается ли отчетность, уплачены ли налоги, их размер, размер доходов и расходов, какая у компании среднесписочная численность работников - все данные помогут понять, работает ли компания или брошена/не ведет сколь нибудь значительной деятельности;
  • Информация о судебных процессах. О судебных процессах компаний и ИП между собой можно узнать в картотеке арбитражных дел, о судебных процессах с участием граждан и о делах по некоторым административным правонарушениям юридических лиц в московских судах общей юрисдикции - на официальном портале судов общей юрисдикции города Москвы. Для регионов общей базы судов общей юрисдикции нет, но можно поискать на сайте суда по месту нахождения/жительства контрагента (вкладка "Судебное делопроизводство"), хотя такая проверка и не даст полной информации, т.к. не все дела рассматриваются по месту нахождения/жительства;
  • Информация об исполнительном производстве - в банке данных исполнительных производств ФССП России.
Адекватность условий
Никто лучше вас не знает, насколько адекватно условия договора отражают то, что вы хотите от контрагента и на каких условиях готовы работать. Это называется также "коммерческие условия" и вы должны, прежде всего, сами понимать, чего хотите, и проанализировать договор на их соответствие. Также это может сделать ваш менеджер, юрист - часто при условии, что он давно с вами работает либо вы очень четко и подробно передали ему ваши пожелания.
Для того чтобы увидеть в договоре значительные штрафы - вам даже не нужен юрист.
Не бойтесь сообщить контрагенту, что не видите в проекте договора условия, которое вы обсуждали. Более того, лучше общаться письменно, желательно - по электронной почте,
так у вас останется переписка, которая может пригодиться в споре. А ведение переписки с помощью российского почтового сервиса позволит через судебный запрос подтвердить ее ведение, если спор примет серьезный оборот.
Общая последовательность
Независимо от выгодности или невыгодности условий важно, чтобы внутри договора они не противоречили друг другу, иначе его будет сложно исполнять и будет сложно защищать свои права в суде.  
Что происходит с вашими правами
Убедитесь, что по договору вы не передаете больше прав, чем планировали. Так, в законе договор отчуждения исключительного права на произведение сформулирован, дословно, как договор, по которому "автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права". Таким образом, отсутствие самого слова "отчуждение" еще ни от чего вас не защищает, убедитесь, что нет слов "в полном объеме", а лучше самостоятельно добавьте такие слова как "право использования произведения", "лицензия".

Аналогичным образом вопрос решается с отчуждением прав на исполнения и фонограммы.
Обязательства в отношении объектов, которые музыкант должен создать в период действия договора
Часто обязательства по созданию и передаче лейблу объектов (обычно означающих совокупно музыкальные произведения и записи их исполнения) описываются в виде пустой таблицы ("Трек №1, 2, 3...", "Нет данных" и т.д.). Вместе с тем, если договор не предусматривает какие-либо индивидуализирующие музыкальные произведения признаки, то лейбл может отказаться их принимать, а в случае если спор дойдет до суда, суд может счесть условие о предмете договора авторского заказа (как составной части договора с лейблом) несогласованным и как следствие - договор с лейблом в этой части незаключенным. Последствием этого будет отсутствие у вас права требовать вторую часть аванса, если она обусловлена передачей объекта и обязательство вернуть первую часть аванса или отрабатывать ее из рояли от других треков. Выходом из ситуации может быть указание на то что стороны сознательно не установили требования к музыкальному произведению и создание лицензиаром любого музыкального произведения будет являться надлежащим исполнением договора авторского заказа, можно сделать оговорки на жанр, стилистику и т.д., не ставя жестких рамок автору.

Другой возможный риск - это возможность признания лейбла изготовителем фонограммы, т.к. по закону изготовитель фонограммы - это не тот, кто ее изготавливает, а лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения. Соответственно, если по договору с лейблом артист обязуется создать фонограмму, и к тому же еще получает за это аванс, то по совокупности условий договора и действий сторон, лейбл может претендовать на то что это он является изготовителем фонограммы. Это юридически достаточно тонкий момент и артист самостоятельно может не разобраться, но как минимум настаивайте о формулировке "артист обязуется передать".
Право на товарный знак
Проверьте, есть ли у контрагента право на регистрацию вашего сценического псевдонима в качестве товарного знака, вправе ли вы потребовать передачу вам прав на товарный знак после прекращения договора.  
Что происходит с вашими остальными медиа активами
Обратите внимание на степень контроля контрагента, проследите, что ваши медиа активы (соцсети, YouTube-канал, сайт и т.д.) вернутся к вам после завершения договора, убедитесь, что есть механизм передачи. 
Финансовые вопросы
Помимо того что вы должны быть уверены, что в договоре написано ровно то, как вы представляете ваше сотрудничество, необходимо проверить следующее:
  • за чей счет, по сути, предоставляется аванс (должны ли вы его возвращать)
  • на что он тратится: расходы должны быть очень четко и однозначно прописаны, в идеале вы должны их предварительно утверждать
  • должна быть отчетность за понесенные расходы
  • кому принадлежат права за объекты интеллектуальной собственности, созданные на средства аванса. Если права первоначально возникают не у вас, должно быть условие о переходе к вам исключительных прав после погашения аванса. Вам нужно держать в фокусе авторские права и смежные права на исполнения и фонограммы.
Какие гарантии/заверения вы даете и какие штрафы платите за их несоответствие действительности
Приобретатель прав и лицензиаты часто включают в договор условие о том, что правообладатель гарантирует/предоставляет заверение об обстоятельствах, что ему принадлежат права на произведение в полном объеме, что произведение не создавалось в соавторстве и т.д. Но при этом часто случается так, что произведение создается с творческими вкладами не только основного автора, но и его команды, что основной автор во внимание не принимает, полагая, что дружеские отношения защищают от любых споров о правах. Между тем это очень рискованно, случается, что отношения между людьми портятся, права переходят к наследникам и т.д. Никогда не давайте гарантий и заверений, не соответствующих действительности. 
Обязанности контрагента, KPI и отчетность
Помимо проверки общей адекватности договора, необходимо убедиться, что в тексте договора очень четко прописаны обязанности контрагента, соответствующие виду договора, требованиям индустрии, а также KPI контрагента, конкретизирующие то, что он для вас должен сделать. Например, должна быть не только обязанность организовывать концерты, но и KPI в виде количества организованных концертов, как минимум - количество разосланных коммерческих предложений. Нередко случается ситуация, когда артисту обещают промоушн, но договор является классическим лицензионным: с передачей прав, но без каких-либо обязательств использовать эти права для развития карьеры артиста.
У вас должно быть право потребовать предоставить отчет о действиях в исполнение договора, а у контрагента - обязанность его предоставить
Срок договора и срок передачи прав
Проверьте оба этих условия, т.к. иногда встречается ситуация, что в договор "запрятано" условие об отдельном сроке для передачи прав, вплоть до срока действия исключительного права или даже о полной передаче прав.
Обратите внимание, может ли договор быть расторгнут до истечения его срока действия, каким образом и на каких основаниях. 
Проверьте наличие автопролонгации и заранее внесите в свой календарь напоминание о сроке уведомления о намерении прекратить действие договора.
Возможность досрочного расторжения договора
Проверьте, есть ли в договоре возможность прекратить его действие до истечения срока, не связано ли его прекращение с обязанностью выплат штрафов и компенсаций контрагенту. Учтите, что в случае отсутствия условия о праве немотивированно отказаться от договора, расторжение в суде - крайне сложный процесс.  
Применимое право и подсудность
Если обе стороны договора - российские граждане или организации, то по умолчанию действует российское право. Если хотя бы одна сторона - иностранная, то действует либо право, выбранное сторонами и указанное в договоре, либо применимое право будет определяться судом, рассматривающим дело. Право должно быть определено, иначе это усложнение и удорожание судебного процесса. Понятно, что нужно настаивать на праве вашего гражданства или места жительства, если не получается - то хотя бы право государства, языком которого вы владеете.
Подсудность - означает то, какой суд будет рассматривать спор. Подсудность может определяться как договором, а может по умолчанию действовать подсудность, установленная законом. Даже если у вас в договоре российское право и суд, то обратите внимание на местонахождение суда, а также контрагента, если установлена подсудность по месту нахождения вашего контрагента.
Если в договоре ничего не сказано про подсудность, то по общему правилу споры будут рассматриваться по месту нахождения ответчика.

Лайфхак: если вы работаете с зарубежным контрагентом и договор подчинен его праву, то настаивайте на том, чтобы договор был как можно более подробным (например, чтобы охватывал все пункты данного чек-листа) и включайте гарантию от контрагента, что договор соответствует применимому праву и все его положения исполнимы в соответствии с применимым правом.
В результате проверки договора его текст должен быть как выжженная земля: не должно оставаться неисследованных и непонятных участков.

Еще один лайфхак: представьте себе идеальный рабочий день через год после подписания договора. Соответствует ли содержание договора этому дню?